Солдат, твоя война окончена

Добровольцы из Новокуйбышевска доставят останки лётчика, погибшего в 1942 году, в Луганск

 

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-%d0%bf%d0%be-%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%b5%d1%82%d1%83Останки лётчика, найденные в районе застройки жилого комплекса Южный город, на его родину, в Луганскую область, доставит добровольная пожарная команда из Новокуйбышевска.

Напомним, 13 апреля этого года их, а также части штурмовика Ил-2, на глубине двух метров обнаружили строители, которые проводили земляные работы на четвёртой очереди новостройки. Благодаря найденным на месте документам эксперты установили личность пилота. Это младший лейтенант Иван Михайлович Черкасский, служивший в 7-й отдельной перегоночной авиационной эскадрилье, которая входила в состав 1-й запасной авиационной бригады.
Установлением обстоятельств гибели лётчика занимался следственный отдел по г. Новокуйбышевску СУ СК РФ по Самарской области.

Как рассказал «Вестнику» его руководитель Павел Докучаев, серийные номера самолёта и мотора соответствуют периоду выпуска декабря 1942 года на заводе №18 в Куйбышеве (ныне «Авиакор», Самара). Тогда самолёт был передан с завода в 211-й штурмовой авиационный полк, временно входивший в состав первой запасной авиационной бригады. Последняя занималась подготовкой маршевых штурмовых полков и отдельных экипажей. Именно через неё распределялись самолёты Ил-2, выпущенные на заводах №1 и 18.

Во время расследования было найдено документальное подтверждение сведений о потере самолёта в катастрофе. Документ был оформлен в конце января 1943 года, но даты получения и потери Ил-2 в нём указаны не были. Первая запасная авиационная бригада действовала на территории Приволжского военного округа, в делах которого уда
лось найти аварийный акт о расследовании катастрофы. Из записей следует, что крушение самолёта произошло 20 декабря 1942 года (в некоторых документах указана иная дата – 22 декабря) при его перегонке с заводского аэродрома на аэродром «Кряж».

«В делах 1-й запасной авиационной бригады того периода не удалось найти данных о месте захоронения младшего лейтенанта Черкасского. Нет прямых свидетельств, что место катастрофы сразу обследовали, и что захоронение вообще было, — пояснил «Вестнику» Павел Николаевич. — Отсутствуют обязательные для аварийного акта фотографии и схемы с места падения, заключение врача, но эта обычная практика в актах 1-й запасной авиационной бригады того времени. В приказе от 30 декабря 1942 года говорится о планируемом захоронении. Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что пилотом найденного под Самарой самолета Ил-2 был младший лейтенант Иван Черкасский».

Предположительно, авария произошла из-за плохих погодных условий — у самолёта от дисбаланса обледенели винты, вследствие чего их оторвало, и он разбился.

«Когда самолёт подбивают, и он врезается в землю, то обычно его винты загнуты. В этом же случае винты не прострелены и не погнуты, а полностью оторваны, — поделился версией случившегося руководитель добровольной пожарной команды Новокуйбышевска Андрей Пожидаев. – На месте катастрофы, где строится Южный город, в то время были болота. Видимо, поэтому добраться до упавшего самолёта и достать его возможности не было. Несмотря на то, что о падении самолёта знали».

Куйбышев в годы войны был не только запасной столицей, он олицетворял собой надёжный воздушный щит Советского Союза. В 1940-х годах город поставлял на фронт более 70% самолётов Ил-2. Чтобы установить все обстоятельства катастрофы в небе над Лопатино и вернуть останки погибшего пилота на его малую родину, в Луганскую область, потребовалось предпринять немало усилий. Инициатором проведения раскопок выступила общественная организация «Поисковое движение России». Участие в них приняли шесть из десяти отрядов Самарской области. С 13 по 20 апреля 2016 года более 30 человек участвовали в подъёме самолёта и эксгумации останков лётчика. Были привлечены сотрудники следственного комитета СУ СК России по Самарской области. В дальнейшем задействовали поисковые отделения Москвы. В центральном архиве министерства обороны РФ удалось обнаружить информацию об Иване Черкасском и его боевом пути.

Благодаря коллегам из Луганска следователи нашли родственников пилота. Которые в итоге и приняли решение захоронить останки лётчика в Луганской области.

А честь доставить их туда выпала добровольной пожарной команде из Новокуйбышевска под руководством Андрея Пожидаева. И первого сентября они отправились в путь. И это несмотря на сложную, фактически военную обстановку, которая наблюдается в этом регионе последние годы. К слову, для наших добровольцев такой маршрут не нов, они не раз сопровождали гуманитарные грузы в Луганск.

Прошёл 71 год с окончания Великой Отечественной войны, которая унесла миллионы жизней. Но эта история лишний раз подтверждает справедливость выражения: война до сих пор не завершена и закончится только тогда, когда домой вернётся последний павший за Отечество солдат.

%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%b8-%d0%bb%d1%91%d1%82%d1%87%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-111