С чего начинается любовь к Родине

Учитель начальных классов знает, как в первокласснике воспитать настоящего патриота

 

Людмила Щербакова

 

Лариса Ждырёва – учитель начальных классов высшей квалификационной категории. В начале ноября она стала финалисткой Всероссийского конкурса социально-активных технологий воспитания учащихся «Растим гражданина» в номинации «Воспитать патриота» и была награждена в Москве. Она уроженка Новокуйбышевска, выпускница школы №9. В своей профессии уже 31 год, причём последние 15 лет работает в школе №15.

Лариса Александровна рассказала «Вестнику», как она не только обучает детей, но и воспитывает в них патриотические чувства.

— Что лично вы вкладываете в понятие патриот?

— Это человек, любящий свою семью, уважающий старших, заботящийся о городе, в котором живёт, знающий историю своей  страны. Изо всего этого складывается такое большое понятие, как любовь к Родине.

— Разве чувство патриотизма не должно возникать само в человеке?

— Нет, его надо развивать, закладывать в головы с юных лет, чтобы ребята, когда вырастут, передавали это своим детям. Чтобы цепочка никогда не прерывалась. Детский возраст самый оптимальный для гражданско-патриотического воспитания. В этот период у вчерашних дошколят развиваются социальные интересы, складываются жизненные идеалы.

— А кто в этом деле важнее — семья или школа?

— Семья. Старинная пословица гласит: ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. А школа может только подкорректировать, приумножить то, что дети почерпнули у родителей, в семье.

— Почему вы такое внимание уделяете теме патриотизма?

— Я уже много лет работаю по этому направлению, потому что считаю его важным. Вообще, эта тема всегда была актуальна, а сегодня особенно. В современных условиях жизни люди стали меньше любить близких, семью, не проявляют уважения к старшим, младшим, не задумываются о том, что надо помогать пожилым.

Распространился вандализм – это тоже проявление нелюбви к родному городу и землякам. Не случайно и Президент РФ обозначил воспитание как формирование гармоничной личности, зрелого и ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная этническая идентичность, уважение к традициям людей, которые живут рядом. И в федеральных государственных образовательных стандартах в портрет ученика заложены такие характеристики, как «высоконравственный, любящий свой край, своё Отечество человек».

Однако важность направления государство указало, а систему работы по нему  — нет. Так, пять лет назад я занялась созданием своего долгосрочного воспитательного проекта «Я – гражданин России». В октябре текущего года за его успешную реализацию мне присудили премию губернатора Самарской области. С этим проектом я принимала участие и во Всероссийском конкурсе «Растим гражданина».

— Большая была конкуренция?

— Конкурс этот проводится второй год. В заочном этапе, который проходил с первого августа по пятое октября 2018 года, принимали участие более 3,6 тысячи человек из 69 субъектов РФ. В финал вышли по 25 конкурсантов в каждой номинации, которых всего было пять. От Поволжского образовательного округа было 35 участников, из которых в финал вышли пятеро, причём четверо – из Волжского района, от Новокуйбышевска только я.

С седьмого по девятое ноября в Москве прошли очные финальные испытания, на которых я представляла свой долгосрочный проект. А также два проекта, которые мы реализовали вместе с детьми: «Подарок ветерану» и «Мой прадедушка – герой». Готовясь к ним, ребята заранее высаживают в горшочки семена или росточки, несколько месяцев выращивают, ухаживают за ними, а потом украшают ленточкой, пишут пожелание и дарят ветеранам ко Дню Победы. А также составляют целые семейные родословные, создавая альбомы о своих героических предках. Над ними трудятся всей семьёй, это очень сближает детей и родителей.

Любопытно, что оценивали работы сами участники конкурса. Абсолютным победителем стал проект из Бугуруслана «Комната славы».

— В чём суть вашей системы воспитания патриотов?

— В неё входит очень много различных мероприятий, рассчитанных на учащихся 1 — 4 классов. Это и проведение конкурсов рисунков, плакатов «Ради жизни на земле», «Россия — Родина моя», и вручение подарков детям с ограниченными возможностями здоровья, и подготовка концертов для дошколят, для ветеранов. А также проведение родительских собраний на тему «Воспитание патриота — гражданский долг».

Кроме того, мы с детьми организуем выставки, посвящённые семейным реликвиям, ремёслам, мастерим кормушки для птиц, сажаем цветы. Пропагандируем достижения своей школы, города, области, знакомимся с героическими событиями отечественной истории.

Много моих авторских мероприятий посвящено теме Великой Отечественной войны. Это и комплекс видеороликов для разучивания песен с детьми, и комплекс интегрированных уроков. Например, виртуальная экскурсия по городам-героям в рамках предмета окружающий мир. В преддверии зимней Олимпиады я подготовила открытый урок математики, который давала на город. Он включал виртуальную экскурсию по стадионам в Сочи и задачи, связанные с различными видами спорта.

— Вы очень активно используете информационно-коммуникационные технологии. Ученики начальных классов с ними на «ты»?

— Вообще, мы начинаем пользоваться Интернетом на уроках с первого класса. Наш  кабинет хорошо оснащён: интерактивная доска, проектор, один ноутбук на каждую парту, то есть, на двух учеников. Сами, с помощью родителей учеников, создали классный сайт «Познавай-ка», куда я выкладываю задания для ребят. Им интересно получать их таким способом.

Но мы дружим не только с компьютерными технологиями. Сейчас, например, мы готовимся с ребятами к турниру по робототехнике в номинации «Инженерная книга». Для этого разработали сразу два проекта: «Чёрное золото – экологическая проблема или ценный подарок природы» и «Мусорные свалки – апокалипсис будущего». Перед конкурсом проводится огромная подготовительная работа, я всегда говорю детям, что главное не участие, а результат, чтобы чего-то добиться, надо приложить много труда и усилий.

Дети сами выбрали тему своих проектов, прочли книги, собрали информацию, провели опрос среди одноклассников, родителей на тему – какие экологические проблемы возникают от переработки нефти и от мусорных свалок. Сделали видеоролик о применении нефти в жизни. Ребята сами разработали предложения, как сохранить чистоту: от «не мусорить» до «с помощью машины-робота отправлять мусор к Солнцу, и там он будет утилизироваться от высокой температуры».

Все материалы собрали в книгу – получилась настоящая исследовательская работа. Её темы актуальны для нашего города, что тоже является патриотическим воспитанием.

— Наверное, в вашем классе все дети умницы и умники, даже хулиганов нет…

— Есть и подвижные дети! Просто я умею и стараюсь с ними работать.  Надо ребёнка заинтересовать и занять так, чтобы у него не было времени мешать другим.

— А любимчики у вас есть?

— Нет, все дети для меня единое целое. Если я ругаю кого-то, делаю замечания или запись в дневник, это не значит, что я к нему плохо отношусь. Значит, что мне ребёнок не безразличен, я хочу, чтобы в будущем он не повторял ошибок.

— Может ли у первоклашки, например, быть своё собственное мнение? И если оно не совпадает с мнением учителя, что вы делаете?

— Конечно, ребёнок может иметь собственное мнение. Я всегда выслушиваю его аргументы, и если оказываюсь неправа, извиняюсь. Такое бывало. У меня не совсем авторитарный стиль работы.

— Что бы вы хотели изменить в современной системе образования?

— Ничего. Я чувствую себя в ней абсолютно комфортно. Мне всегда интересно, хочется идти на работу. И я люблю видеть результат своего труда.