Какой он – «Учитель будущего-2024»

Педагогов ждут нововведения уже в ближайшие годы

 

Людмила Щербакова

vestnik@nsk@yandex.ru

 

В преддверии Дня учителя экспресс-интервью «Вестнику» дала Светлана Сазонова, руководитель Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области.

— Светлана Николаевна, сколько в Новокуйбышевске педагогов? Учителя каких предметов сегодня в дефиците?

— В Новокуйбышевске насчитывается 1236 педагогических работников. На сегодняшний день в школах города наиболее востребованы учителя начальных классов, математики, русского языка и литературы, иностранного языка.

— Нацпроект «Образование» поставил перед системой образования глобальные задачи. Какая роль в нём отводится учителю?

— Конечно, самой главной фигурой в достижении высокого уровня образования является учитель. И о какой бы образовательной цифровой среде мы ни говорили, мы всё равно соглашаемся с тем, что в первую очередь нужно уделять внимание расширению возможностей для самореализации и профессионального роста педагогов. Не случайно в национальный проект входит федеральный проект «Учитель будущего». В соответствии с ним к 2024 году в Российской Федерации должна быть внедрена национальная система учительского роста, в основе которой лежит усовершенствованная форма аттестации. Она предполагает присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога. Министерство просвещения уже подготовило проект о новых должностях в штатных расписаниях школ – это должности старшего учителя и ведущего учителя.

Кроме того, проект ориентирован на достижение 50% доли учителей, вовлечённых в национальную систему профессионального роста педагогических работников.

— В 2020-2024 годах  в каждом субъекте РФ будут созданы центры непрерывного педагогического профессионального мастерства педагогических работников и центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Какова их цель?

— В центрах непрерывного образования педагоги будут обучаться по обновлённым программам дополнительного профессионального образования. А самим центрам отводится роль координатора в сопровождении программ стажировок, в их инфраструктуре будет достаточно ресурсов для самого активного применения цифровых технологий. В Самарской области в 2020 году планируется создать два таких центра, один из них — на базе СИПКРО. Они будут реализовывать программы дополнительного профессионального образования, активно внедрять такую форму обучения, как стажировка, а также модели «горизонтального обучения». Всё это эффективно задействует ресурс профессиональных сообществ педагогов. Ну и, конечно же, процесс должен идти на фоне самого активного использования цифровых технологий при реализации образовательных проектов.

— Это всё в недалеком будущем. А как сегодня в округе обстоит ситуация с непрерывным образованием педагогических работников?

— Мы стараемся гибко подходить к системе повышения квалификации педагогов округа. Наряду с традиционными активно используем дистанционные формы обучения. В прошлом учебном году 437 (30,8%) педагогов города воспользовались данной формой. Приоритет отдаём в подготовке по актуальным направлениям: федеральные государственные образовательные стандарты, работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями, формирование функциональной грамотности обучающихся. Такая форма повышения квалификации, как стажировка, востребована при работе с молодыми специалистами. В течение трёх последних лет молодые специалисты знакомятся с «основой основ» — практикой опытных педагогов всех предметных областей через посещение их уроков, совместный анализ. Сегодня на государственном уровне подчёркивается высокая значимость создания системы наставничества. С этого года в каждой школе региона создана нормативная база по наставничеству. Приказами назначены наставники. Наши образовательные учреждения довольно легко включились в эту работу, ведь в Поволжском округе уже не первый год педагогам-наставникам оказывается профессиональная поддержка и методическая помощь. В 2018 года прошёл первый территориальный конкурс профмастерства «Педагог-наставник». Тема наставничества продолжилась в конкурсе «У истоков большого пути» в 2019-м. И здесь акцент был сделан на участии молодых педагогов, на их профессиональном становлении при помощи педагога-наставника.

 

 

Уважаемые педагоги!

 

От имени Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области и от себя лично поздравляю вас с Международным профессиональным праздником – Днём учителя!

Роль педагогов в обществе становится всё более значимой. Этот год стал судьбоносным для системы образования — стартовал беспрецедентный по своим мерам национальный проект «Образование».

И главной фигурой воплощения национальной идеи является Учитель.

Наши учителя смогли гармонично включиться в эту работу, потому что она стала естественным и логичным продолжением системы, которая складывалась в округе годами: возрождение наставничества, воспитательная работа, выявление и поддержка одарённых детей, вовлечение в техническое творчество, ранняя профориентация и многое другое.

Дорогие учителя, воспитатели, педагоги дополнительного и профессионального образования, ветераны педагогического труда, примите слова глубокой признательности и безмерного уважения к вашему труду, достойной профессиональной позиции! Именно вы открываете дорогу своим ученикам и их достижениям.

Искренне благодарю вас за высокое мастерство, за любовь к родному краю и благородное служение людям. Пусть тепло души, которое вы щедро дарите детям, возвращается вам здоровьем, счастьем, энергией новых свершений!

 

Светлана Сазонова

руководитель Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области