…А вдруг из «рифмушек» вырастет «Пушкин»?

Интервью

Воспитатель детсада «Кораблик» учит детей азам стихосложения

Людмила Щербакова

Юлия Абросимова, воспитатель из Новокуйбышевска, вышла в третий (очный) тур областного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2020». По итогам прохождения испытаний второго, заочного, тура она заняла одно из семи первых мест в рейтинге в основной номинации «Воспитатель года».
Юлия Николаевна работает в детском саду «Кораблик» и представляет на конкурсе свой опыт по обучению детей начальным азам стихосложения и по развитию речевого творчества.
«Вестник» взял у неё экспресс-интервью.
— Юлия Николаевна, вы, наверное, сами стихи сочиняете?
— Нет! Стихи я не пишу. А вот рифмовать, складывать стихотворные строки у меня получается.
— А как появилась идея заниматься с малышами стихосложением?
— Всё началось однажды с моего выступления на педсовете с проектом «Рифмушки – нерифмушки», направленном на речевое развитие детей дошкольного возраста. А потом я давала открытое занятие по этой же теме. Рифмование так понравилось ребятам, что я решила продолжить с ними занятия.
— Какого возраста ваши воспитанники? Давно с ними «рифмуете»?
— У меня сейчас старшая группа. Это дети пяти-шести лет. Но рифмовать мы с ними начали раньше. На первом этапе воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Вместе с детьми мы выделяли на слух слова, сходные по звучанию, находили рифмующиеся между собой слова, составляли ритмический рисунок фразы. Вдохновить могло всё что угодно, например, где-то что-то увидели, услышали. Это же не обязательно на занятии происходит, но и на прогулке, во время игр. На следующем этапе у детей появляется интерес к собственному стихотворчеству, дети сами подбирают рифмы, используя картинки или звучащее слово. Для этого мы активно применяли литературную игру «Буриме», заключающуюся в сочинении стихов на заданную тему. Для закрепления навыка стихосложения дети играли в игры: «Доскажи словечко», «Поймай рифму», «Угадай-ка», «Вилли Винки» — воспитатель читает стихотворение, а дети должны вспомнить и назвать рифмующиеся слова и продолжить цепочку слов.
— И как успехи? Проявились юные «пушкины»?
— У каждого ребёнка свой творческий путь. Одни уже после первого этапа способны сочинить собственное стихотворение и выступить с ним на празднике, перед своими сверстниками. Недавно наша воспитанница читала на утреннике Деду Морозу своё стихотворение. А другим предстоит длительное путешествие по стране «Рифмология».
— А что детям даёт это занятие?
— Элементарное рифмование, стихосложение развивают связную речь, мышление, творческое воображение детей. Пополняют словарный запас. Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее, рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело мыслить, расширяют его кругозор. Именно поэтому, чем раньше научить малыша мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение.
— Эпидемия коронавируса, к сожалению, внесла свои коррективы в нашу жизнь. Когда теперь пройдёт третий этап конкурса «Воспитатель года»?
— Пока это неизвестно. На неопределённый срок перенесён и полуфинал ещё одного конкурса, в котором я недавно участвовала в составе команды от нашего детсада — «Большой педагогический турнир-2020» для молодых педагогов дошкольного образования. Наша команда участвовала в профессиональной лиге и вышла в полуфинал по итогам дистанционного отборочного этапа. Но сейчас мы все на самоизоляции…
— Кстати, как проходит для вашей семьи самоизоляция?
— Мы честно сидим дома, не гуляем. Занимаемся самообразованием, много времени проводим, общаясь с детьми. У нас две дочки – старшей 15 лет, младшей – восемь. С младшей собираем конструктор Лего, она любит сидеть за раскрасками. После каникул с шестого апреля возобновилось дистанционное обучение в школах. Если с первоклассницей особых проблем нет, то с девятиклассницей всё сложнее: Интернет то и дело «вылетает», видеоуроки срываются. Педагоги тогда стараются раздать задания в другом виде, подходят индивидуально. Мы, родители, очень волнуемся за подготовку наших детей, ведь у выпускников девятых классов впереди ОГЭ.