Смеялись, плакали и даже кукарекали

Фестиваль открыл Театр Наций и «Ходжа Насреддин»12+

«ПоМост» (6+), действительно, уникальный и многогранный фестиваль, и с этим вряд ли кто-то поспорить. Мастер-классы, выставки, спектакли, обсуждения, встречи с актёрами и даже свой кинотеатр. Программа насыщенная, и 10 дней пролетят, как один миг. Особый интерес у искушённой публики вызвала, конечно же, основная программа фестиваля, в рамках которой свои постановки зрителям представят сразу восемь театров.

Первым, открывшим основную программу фестиваля, стал кукольный спектакль «Ходжа Насреддин» (12+). 14 мая прошли сразу три его показа, и каждый при аншлаге.

В Новокуйбышевске увидеть постановку, ставшую дебютом на театральной сцене известного режиссёра и продюсера Тимура Бекмамбетова, стало возможным благодаря сотрудничеству с фестивалем «Золотая Маска» (12+). Сам же спектакль — лауреат этой национальной премии в номинации «Лучший спектакль в театре кукол»-2022. И не случайно, он не оставил равнодушным ни одного человека. И дело вовсе не в том, что в этой постановке Театра Наций куклы говорили со зрителем голосами Константина Хабенского, Евгения Миронова, Елизаветы Боярской,  Виктора Вержбицкого, Игоря Золотовицкого и других известных актёров. Сама история тронула за живое и покорила сердца зрителей. И даже к концу спектакля они с детским восторгом вместе со сказочными персонажами кричали «ку-ка-ре-ку», оказавшееся каким-то волшебным заклинанием.

Как говорил сам режиссёр, он много лет мечтал рассказать историю этого персонажа, талантливого и парадоксального, который всё переворачивает с ног на голову.

— Поскольку мир и так перевёрнут, то у Ходжи Насреддина в итоге всё оказывается на своих местах. Мы создали образ легендарного трикстера восточной цивилизации, и у нас вышла пьеса о свободе, любви, правах человека, в общем, о проблемах и чаяниях всех времён вплоть до сегодняшнего дня, — отметил Т. Бекмамбетов.

Представить же «Ходжу Насреддина» на фестивале приехала режиссёр, художник-постановщик, автор кукол, а также художественный руководитель театра «Кукольный формат» из Санкт-Петербурга Анна Викторова. Она отметила, что, несмотря на все сложности, это одна из любимых её работ.

— Изначально спектакль сочинялся как спектакль с драматическими актёрами на большой сцене. Потом случился КОВИД, и мы не знали, кто дойдёт до конца. Но премьера должна была состояться. И у Тимура, по совместительству и режиссёра, и моего дяди, родилась идея выпустить спектакль с куклами. Так появилась в нём я. А карантин даже помог нам в этом. Над куклами, например, работал Виктор Антонов, главный художник кукольного театра имени Образцова. Нам повезло, что на тот момент работы не было, театр был закрыт, и он смог «впрыгнуть» в нашу историю. Сам же спектакль выпустили за три месяца – это очень короткие сроки. Огромную поддержку в этом нам оказали коллектив и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. На несколько дней он даже снял все спектакли из репертуара, для того, чтобы мы могли спокойно доделать наш. Такое у меня было впервые.  

Что же касается актёрского состава, то кукольные персонажи оживают на сцене благодаря актёрам театра кукол имени Образцова и Московского областного театра кукол. 

«Ходжу Насреддина» новокуйбышевская публика приняла «на ура». Зрители не хотели отпускать артистов со сцены и одарили их аплодисментами, а потом ещё долгое время делились впечатлениями в кулуарах.

— Это необыкновенный старт фестиваля, — рассказала зритель, а в прошлом ещё и актриса театра-студии «Грань» Елена Стрелкова. – Мне показалось, что он получился очень кинематографичным. А вообще я люблю кукольные театры, и эту любовь мне привила Эльвира Анатольевна Дульщикова, которая тоже очень любила куклы в театре. Это ещё и традиция театра-студии «Грань» — именно вот так открыть современный «ПоМост». Я с удовольствием кукарекала в финале, потому что готова идти за Насреддином в этот прекрасный мир. Мне очень понравилось. 

— Очень хорошо, что «ПоМост» выставил первым спектаклем именно «Ходжу Насреддина», — рассказал театрал Вячеслав Клейков. – Во-первых, Театр Наций – это уровень. И благодаря тому, что у нас в городе есть театр-студия «Грань», мы имеем возможность смотреть такие спектакли. «Ходжа Насреддин» – это великолепная работа Тимура Бекмамбетова, и сами герои заставляют задуматься о многом: о добре и зле, о предательстве, о смысле жизни. И, конечно же, потрясающий ишак, вокруг которого всё и разворачивается. На мой взгляд, именно он главный герой и альтер-эго Ходжи. Финальным «ку-ка-ре-ку» каждый освобождается от своей несвободы.

Не менее интересно проходят показы и других спектаклей. Зрители уже успели оценить работы театра «КукФо» из Санкт-Петербурга, екатеринбургского театра «Провинциальные танцы», театра «Музей детства «Первый ряд» из Нового Уренгоя и ещё двух театров из Санкт-Петербурга, «Открытое пространство» и «Большого кукольного театра».

Но фестиваль «ПоМост» — это не только спектакли, семинары и творческие встречи. Обязательной его частью всегда являлись театральные выставки и инсталляции. Не стал исключением и этот год. В кулуарах работают выставка «Грань/грим» (12+), новый фотопроект Дмитрия Недыхалова и Леонида Яньшина, посвящённый актёрским работам театра-студии «Грань», и выставка «Магия театра» (12+), на которой представлены 16 изображений редких памятных монет, посвящённых опере, драме и балету.

А ещё на первом этаже Дворца культуры появилось пространство Cinema/9 («Синема») (12+). Это мягкий кинотеатр, который перед спектаклем или в антракте каждый желающий сможет посетить и посмотреть фильм, рассказывающий о театральных профессиях – бутафорах, декораторах, костюмерах. А в вечернее время здесь проходят открытые обсуждения спектаклей с участием зрителей и экспертного совета. Это новшество «ПоМост№9».

Так что, если кто-то ещё не успел побывать на фестивале, шансы окунуться в театральное искусство ещё есть. Фестиваль закроется 22 мая.