Та-да-да-дам!

В город пожаловали Юрий Башмет, его музыкальная академия и пятая симфония Бетховена

31 мая в Новокуйбышевске прошло под знаком Юрия Башмета – народного артиста России, художественного руководителя, дирижёра государственного симфонического оркестра «Новая Россия», камерного ансамбля «Солисты Москвы», всероссийского симфонического юношеского оркестра. Маэстро приехал на открытие 12-й музыкальной детской академии стран СНГ(0+), которая пройдёт с 31 мая по 7 июня в Самарской области и, в частности, в Новокуйбышевске.

Сначала Юрий Башмет нанёс визит в нашу детскую музыкальную школу, носящую его имя. Здесь его в фойе встретил приветственной композицией ансамбль юных скрипачей. А в концертном зале школы уже ждала публика: ученики, родители, педагоги… На сцену по очереди вышли две юные скрипачки: София Якубовская, воспитанница ДМШ им. Ю. А.  Башмета, и Александра Фролова из ДШИ «Лира». Маэстро провёл для них мастер-класс. А потом ответил на вопросы публики.

Например, маленький Артём поинтересовался: во сколько лет маэстро начал учиться играть на скрипке и поддерживала ли его занятия мама? Юрий Абрамович ответил, что заниматься он начал поздновато – почти в 8 лет. Поскольку 1-й класс он закончил круглым отличником, его мама решила, что значит, сын и с музыкой справится. «Моя мама была гениальная, — признался маэстро. – В Одессе есть знаменитая школа имени Столярского, которая повлияла на всю скрипичную школу в Советском Союзе и во всём мире. Этот Столярский когда-то сказал: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». Моя мама была именно такой. И за всё, чего я добился в жизни, я благодарен маме. И папе. У него был хороший голос, и когда он пел, просил меня подыграть на пианино – развивал скорость импровизации».

А также Юрий Башмет рассказал про оригинальное музыкально-драматическое действо «Евгений Онегин» по роману в стихах Александра Пушкина и опере Петра Чайковского, которое должно было под его руководством состояться 1 июня в Самаре на площади Славы. Исполнитель стихов – Константин Хабенский, музыки – оркестр «Новая Россия», знаменитых арий — хор Самарского академического театра оперы и балета. Свою идею объединить чтение «Евгения Онегина» драматическим актёром с обработанной оперой маэстро объяснил желанием сделать шедевр более понятным на слух для публики.

Глава округа Сергей Марков поблагодарил Юрия Башмета за проведение детской музыкальной академии, дающей возможность юным талантам заниматься со знаменитыми музыкантами. Отметил, что новокуйбышевская ДМШ, носящая его имя, в прошлом году была приведена в прекрасное состояние при поддержке главы региона и министерства культуры Самарской области. А также поздравил маэстро с присвоением ему звания Героя Труда РФ в конце апреля текущего года — за особые трудовые заслуги перед государством и народом.

 А уже вечером в этот же день во Дворце культуры состоялось торжественное открытие 12-й детской музыкальной академии. На сцене – оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета и молодые выпускники его академии.  Перед концертом всех участников академии приветствовала Татьяна Мрдуляш, министр культуры Самарской области. Она отметила, что обучение музыкантов состоит не только из таких ярких моментов, как академия Башмета, но и из последовательной работы всех – детей, родителей и педагогов. А также из поддержки на уровне муниципалитетов, регионального правительства и федеральной власти. Детские школы искусств участвуют в нацпроекте «Культура», в рамках которого оснащаются новыми музыкальными инструментами и ремонтируются. Всё это делается ради юных талантливых музыкантов.

Концерт открыла увертюра Людвига ван Бетховена «Кориолан». Жизнь композитора – яркий пример несокрушимости, величия и силы человеческого духа, а музыка его несёт в себе идею единения людей. Нам нужен Бетховен сейчас! Если он в своей музыке говорит о самых тяжёлых страданиях и самых великих драмах, он никогда не оставляет нас без надежды. А если его герой гибнет, то принимает смерть стоя.

На смену пришёл Вольфганг Амадей Моцарт – первая часть его концерта ля мажор для кларнета с оркестром. Кларнет – в руках молодой солистки, выпускницы академии Башмета, лауреата международных конкурсов, золотой книги «Имена молодых дарований в сфере искусств и культуры Самаркой области» Софии Сафроновой. Она мастерски показывает игру тембров, регистров, нежную певучесть и подвижность инструмента. Кажется, нет такой области выразительности кларнета, которая бы не воплотилась в этой музыке!

А следом – вторая часть гениальнейшего скрипичного концерта Петра Чайковского. Солистка —  Зиновия Нестеренко, тоже выпускница академии Башмета и лауреат золотой книги.

Скрипачку сменила ещё одна выпускница академии Башмета, лауреат международных конкурсов и золотой книги молодых дарований Серафима Фёдорова. Вместе с оркестром она исполнила арию Ленского из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» —  на сладкоголосой флейте. В её талантливых руках и чутких губах флейта звучала не менее выразительно, чем, например, голос Сергея Лемешева, непревзойдённого исполнителя партии Ленского.

Финалом и одновременно кульминацией концерта снова стал Бетховен и его, безусловный, «хит всех времён и народов» — пятая симфония до минор. Та самая, которая начинается со знаменитого: «Та-да-да-дам!» — легендарного мотива судьбы, проходящего через все четыре части симфонии. Новокуйбышевский зритель пошёл за Бетховеном и его героем, стал свидетелем очень тяжёлой борьбы. И после драмы, трагедии, коллизии, потерь Бетховен всё-таки привёл его к победе в восхитительном до мажорном финале и ослепительной коде, где он многократно давал до мажорный аккорд, будто бы стараясь на века утвердить идею о несокрушимости и победе человеческого духа и наполнить радостью от всеобщего единения людей.

Восхищённые исполнением новокуйбышевцы аплодировали «Новой России» и Юрию Башмету стоя.